8 May 2007

Заметки о веб-сервисах: фолксономия и wiki или начало всех начал

Начну с того, что меня натолкнуло на написание этой и последующих заметок про web 2.0 и те сервисы, которые развились под девизом этого движения. А натолкнуло меня то, что недавно я разговорился со своим отцом и узнал (это было для меня открытием!), что ни он, ни его "знакомая девушка" (интересный термин, мне аж самому понравился :)) не знают о существовании таких вещей, как del.icio.us или Википедия, и даже не представляют себе, что такое wiki! Это ни в коем случае не оскорбление, т.к. им это, во-первых, не особенно нужно, во-вторых, до них, как и до многих других людей, это никто, по сути, не донёс! Эту ситуацию я и постараюсь исправить.

Перво-наперво я расскажу о фолксономии, т.к. это понятие присутствует везде, только, обычно, называется по другому — «облако» тегов. О фолксономии неплохо рассказано в Википедии, так что я не буду повторяться по этому поводу, а плавно перейду (точнее, уже перешёл ;)) ко второй теме данной заметки — wiki. Нет, я конечно могу опять сослаться на Википедию, но, во-первых, в русской её части на эту тему написано достаточно мало (нужно исправить… ;), во-вторых, нужно же что-то написать самому:).

Wiki (читается как «вики», ударение на первый слог) — гавайское слово, дословно переводящееся как «быстро» или «быстрый». В web’е эта быстрота выражается в том, что для редактирования какого-либо материала (web-страницы) на wiki-ресурсе пользователю нужно (в теории) всего ли совершить двойной щелчок мыши по этому материалу. На практике, как можно догадаться это привело к так называемому wiki-вандализму. В связи с возникновением этого явления родились и различные приёмы борьбы с ним, такие, как авторизация пользователя на wiki-ресурсе и контроль версий материалов.

Ярчайшим примеров wiki-ресурса является Википедия, не раз уже мною упоминавшаяся. Википедия — это открытая энциклопедия, пополнять которую может любой пользователь сети. За несколько лет этот проект достиг поистине невероятных масштабов и сейчас может состязаться в количестве и качестве (что может показать удивительным, но является правдой) материала с крупнейшими мировыми энциклопедиями.

No comments: